багетная мастерская  

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Иконостас

Русская икона - всегда часть иконостаса

Икона (греч. eikona от eikon — "изображение, образ") – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

Древнерусская живопись, все ее образы неразрывно связаны с церковью, с самим зданием храма. Связь эта чрезвычайно глубока, живопись не просто украшает православный храм, а составляет с ним стройное смысловое и художественное единство. Дело в том, что само здание церкви истолковывалось как образ Церкви иной, Церкви духовной, как образ того единения всех верующих во имя спасения, во главе которого стоит Иисус Христос. И для того чтобы этот смысл храма, духовный, символический смысл самого здания церкви выступал как можно яснее, еще в Византии была выработана стройная система расположения живописных изображений на его стенах. Эту систему в главных чертах усвоила Древняя Русь. И хотя древнерусское искусство создало непревзойденные фрески и мозаики, большую часть в нем составляют иконы-образы, написанные на одной доске. Икона сопровождала русского человека в течение всей его жизни; иконы, к которым обращались с молитвой, были в каждом доме. Иконой благословляли родители вступающих в брак, иконы брали с собой, идя на битву, отправляясь в странствие. Преобладала икона над фреской и мозаикой и в русских храмах. И именно на Руси не только фреска и мозаика, написанные непосредственно на стенах храма, но и иконы заняли свое строго определенное и очень важное место в церкви - место, неотделимое от смыслового, символического истолкования здания храма. Речь идет о существующих только в русских православных церквах так называемых высоких иконостасах.

В широком смысле слова русская икона - всегда часть иконостаса, даже если она была написана не для иконостаса, или иконостас, в который она входила, разрушен. Она всегда часть той широкой картины человеческого спасения, того пути к воссоединению с Богом, в котором видели смысл человеческой истории люди древней, христианской Руси и который так ярко воплотили её художники в высоком иконостасе.

Иконостас отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, от алтаря

Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от алтаря, Святая Святых, куда имеют доступ лишь священнослужители. Здесь в алтаре свершается таинство - превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову. Иконостас – это не просто собрание икон на многоярусной преграде между трапезной и алтарной частями церкви, а подчиненный строгому порядку канон, построенный на гармонии смысла и красоты.

Уже в древнейших русских храмах, построенных строго по византийскому образцу, содержались глубокие, выразительные указания на пребывание в алтаре Иисуса Христа, на воссоединение с ним путем длящейся века людской молитвы. Алтарь в этих церквах отделяла от «корабля», от основной части церкви, где находятся верующие, невысокая преграда. На ней, на ее архитраве (поперечной балке) помещался крест, древний знак Христа, знак распятого на нем во имя людей Бога. Здесь же располагался деисус (написанный на одной доске или на трех): Спаситель, перед которым молятся Богородица и Иоанн Предтеча,- образ моления Церкви, воссоединяющей людей с Иисусом Христом. На самой преграде, внизу, обычно располагались иконы праздников - история воплощения Спасителя.

Иконостас устраивается на возвышении

Иконостас, (русское «иконостав»), (греч. eikonostasion, от eikon — "изображение, образ" и stasis — "место стояния") — алтарная перегородка, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от от остальной части церкви. На западе Европы в католических храмах алтарные преграды отсутствуют. Их место занимают алтарные картины, скульптурные алтари, табернакли, ретабло, кивории. Алтарная преграда в христианском храме символизирует границу между небом и землей. Пространство алтарной части — надгробный памятник Христу, конха — небесный свод, амвон — отваленный от входа в гробницу камень. Византийцы, еще не знавшие высокой стенки, которая закрывала бы алтарную часть храма, вначале называли словом "eikonostasion" крючья для подвешивания настенных икон и подставки — аналои — для поклонных икон. В византийских церквах IV—VI вв. были приняты невысокие мраморные парапеты.

Иконостас устраивается на том же возвышении, что и алтарь. Но это возвышение продолжается от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся. Возвышение это бывает на одну или несколько ступеней от пола храма. Расстояние между иконостасом и окончанием возвышенной площади называется солеей (греч. - возвышение). Возвышенная солея называется внешним престолом в отличие от внутреннего, что в середине алтаря. Это название в особенности усваивается амвону - полукруглому выступу в середине солеи, против царских врат, обращенному внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря. В таком устройстве возвышения таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле преградой - иконостасом. Он выходит из-под него и от него к людям, давая возможность всем понять, что для людей, стоящих в храме, совершается всё, что совершается в алтаре.

Интерьеры классических храмов обычно украшаются иконостасами характерных для эпохи архитектурных форм. При этом иконы могут выполняться как в академическом стиле, так и в древнерусском или византийском. В некоторых случаях древняя иконопись хорошо вписывается в классический интерьер. Иногда архитектура храма позволяет использовать форму алтарной преграды (центральный придел церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке в Москве) или высокий древнерусский иконостас (церковь Флора и Лавра у Зацепа в Москве). Византийские формы церковного убранства особенно актуальны в древних храмах (собор Ивановского монастыря во Пскове, церковь Покрова на Нерли). Хороший пример 2-ярусного иконостаса-преграды, вписанного в интерьер стиля классицизм, можно увидеть в церкви Троицы в Вишняках на Пятницкой в Москве.

В настоящее время нет единого стилистического направления, поэтому форма и декор иконостаса, а равно стиль исполнения икон, могут быть самыми различными. Наиболее хорошие результаты дает строгая ориентация на лучшие произведения древности, но часто основными ориентирами служат иконостасы синодального периода и периода эклектики.

В XIV - начале XV века, когда Древняя Русь переживала свой духовный и художественный расцвет, представление о воссоединении с пребывающим в алтаре Иисусом Христом всей молящейся ему церкви получило новое, чрезвычайно яркое и глубокое выражение.

У истоков этого нового стоят Феофан Грек и Андрей Рублев. Именно ими были созданы в начале XV века иконы, которые и сейчас располагаются на алтарной преграде Благовещенского собора Московского Кремля. Мастера увеличили размеры и число деисусных икон. В результате, занимая весь архитрав алтарной преграды, разместился на нем ясно видимый молящимся, которые, как правило, обращены к алтарю, деисусный чин.

Через несколько лет Андрей Рублев, работая со своим другом, художником Даниилом Черным в Успенском соборе города Владимира, повторил сделанное в Благовещенском соборе, но добавил к этому еще одно новшество. В Успенском соборе также развернулся на архитраве преграды многофигурный деисус, также представляющий полноту моления церкви перед Спасом. Над деисусом поднялся праздничный ряд, повествующий о воплощении Бога ради людей. А над праздничным рядом поместили художники иконный ряд, изображающий ветхозаветных пророков, предсказавших приход Иисуса Христа. Этот ряд напоминал, что с далеким Божьим промыслом, с дальней заботой о спасении человека связан его приход в мир. Этот ряд делал тем самым еще убедительнее надежду, заключенную в обращенной к Спасу молитве. Эти три иконных ряда, слитые воедино, и составили иконостас; именно такие ряды стали подниматься на алтарных преградах и в других русских храмах XV века.

В XV веке, создавая иконостасы, мастера еще расширили число предстоящих в деисусе. Они включали в него святых всех типов святости: преподобных, мучеников, святителей, широко вводя святых, «просиявших в русской земле», раскрывая во всех этих образах бесконечные оттенки милосердия и сострадания. А к концу столетия в число праздников мастера включают Страсти, мучения Иисуса Христа, художественно осмысляя их как вехи на пути спасения. В XVI столетии мастера вводят еще один верхний ряд, где располагают праотцев, и этим рядом завершается формирование иконостаса, развернувшего всю полноту воссоединения людей с Иисусом Христом. В своем сформировавшемся, классическом виде иконостас читается следующим образом. Верхний ряд, праотеческий, представляет первоначальную, ветхозаветную церковь, от Адама до Моисея, до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре помещается образ Троицы, «Явление Аврааму у дуба Мамврийского» как знак первого Завета, который заключил Бог с человеком. Ниже пророческий ряд - Церковь, уже обретшая закон от Бога. На свитках, которые держат пророки, начертаны предсказания о Богородице, от которой воплотится Иисус Христос, и в центре этого ряда помещают «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Воплощение», «Богородицу с младенцем в лоне». Следующий ярус, праздничный, представляет собой период новозаветный, он включает праздники: события из жизни Иисуса Христа и Богородицы, Страсти Христовы, Сошествие Святого Духа на апостолов, Крестовоздвижение - как вехи на пути человеческого спасения. Дальше идет деисусный чин - моление Церкви, воссоединяющее людей с Иисусом Христом, моление, которое завершается и разрешается лишь на последнем, Страшном суде. Под этим чином располагается собственно алтарная преграда, и помещенные на ней иконы и росписи не так жестко, но тоже связаны с чинами иконостаса, с заложенным в них смыслом. По сторонам от царских врат - главного входа в алтарь - располагаются две иконы: Спасителя и направо от него - Богородицы с младенцем. Здесь же крепится местная икона: икона того праздника или святого, которому посвящен храм.

В последующие века иконостас иногда дополнялся, например в XVII веке выводили в отдельный ряд Страсти Христовы.

Высокий иконостас

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к зрителю, стоящему перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд — местный чин

В нем располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырех евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд иконостаса — деисус, или деисусный чин

В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.

Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд иконостаса — праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд иконостаса — пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд иконостаса — праотеческий

В нем располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Денми (в древности Ветхий Денми был изображением только Христа, грядущего воплотиться). Еще одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские — изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы — подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Домашний и походный иконостасы

В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место — красный угол — в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы 16-19 вв, содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в XIX веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.

Считается, что иконам лучше стоять на твёрдой поверхности, а не висеть на стене. Раньше иконостас размещали на специальной полочке или даже в особом шкафчике - киоте. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Её надо зажигать во время молитвы, а в воскресенье и церковные праздники она может гореть целый день.

Иконопись

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

В Древней Руси, за редким исключением, художники не имели обыкновения подписывать свои произведения. На страницах летописей довольно часто встречаются упоминания о закладке и строительстве храмов, о работах по их украшению. Как правило, сообщаются лишь имена жертвователей, на чьи средства строились и украшались храмы, а художники, покрывавшие стены вечными фресками, оставались для потомков неизвестными. Редкие упоминания о художниках относятся к сравнительно позднему времени - 14-15 векам. Полностью анонимными остаются дошедшие до наших дней произведения монументальной живописи, иконы 11-12 столетий. Сохранившееся от этого времени предание, записанное в Киево-Печерском патерике, донесло до нас лишь имя легендарного художника Алимпия, удивлявшего своим мастерством киевлян.

Художники 17 века оставляли свои автографы не на каждом произведении, а на вполне определённых. Например, если мастеру или группе мастеров поручалось написать образа для иконостаса, то подпись художники ставили на какой-нибудь одной из икон этого большого живописного ансамбля. Обычно подписывали иконы нижнего - местного ряда, но и среди них выбирали либо иконы Христа и Богоматери, либо местную - храмовую икону или крайние в ряду левую и правую иконы. При поновлениях и переделках древних иконостасов в 18-20 веках многие подписные произведения исчезали.

История возникновения и развития иконостаса

Церковная завеса

Русские иконы

Реставрация старинных икон