багетная мастерская  

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Иконография

Иконография в изобразительном искусстве, строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.

Начало иконографических систем относят на связь с религиозным культом. Устанавливалась обязательность соблюдения правил иконографии. Возможно, это вызвано необходимостью облегчить узнавание изображённого персонажа или сцены, но скорее всего это было вызвано необходимостью согласовать изображение с теологическими утверждениями.

В иконографии выделяют:

  • Иконография Богородицы,
  • Иконография Иисуса Христа,
  • Иконография «праздников» в христианском искусстве,
  • Иконография Будды и бодхисатв в буддийском искусстве, и т. д.

На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.

Использование термина в искусствоведении

В искусствознании иконография — описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен.

Метод иконографии сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д.

В конце XIX — начале XX вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод иконографии для изучения византийских традиций в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул иконографию как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к иконографии не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.

Иконография в исторической науке

В исторической науке иконография — система приёмов и методика определения достоверности изображения какого-либо истинного лица или события, их опознания и датировки. В 20 в. принципы исторической иконографии распространяются на фото- и кинодокументы.

Иконография в исторической науке

Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица (писателя, политического деятеля и т. д.,). Иконографией называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д. Иконографией называется также совокупность изображений однотипных биологических объектов (например, насекомых), выполненных по определённым правилам.

Iconclass

Iconclass — концепция классификации и систематизации сюжетов искусства и иконографии. Система была разработана под руководством Хенри ван де Ваала (нидерл. Henri van de Waal), после его смерти продолжает расширяться. В настоящее время Iconclass используется Государственным бюро документации истории искусства (нидерл. Rijksbureau voor Kunsthistorische Documentatie, сокр. RKD) в Гааге, проектом MNEMOSYNE, Марбургским фотоархивом и другими небольшими проектами, ведутся работы с целью получения более широкого признания.

Русские иконы

Реставрация старинных икон