Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Реставрация икон

Реставрационные работы

Мастерская выполняет реставрационные работы любой сложности (реставрацию масляной и темперной живописи, икон и т.д.).

  • Реставрация икон
  • Реставрация живописи
  • Церковная реставрация
  • Музейная реставрация
  • Реставрация металлических окладов, золочение, серебрение

Для сохранения иконы мастерская Галеон предлагает поместить её в деревянный киот под стекло. Киот украшает икону и защищает её от внешних воздействий.

Реставрация старинных икон

Реставрация старинных икон - сложный и кропотливый процесс. Она требует от реставратора не только опыта и глубоких познаний в иконописи, но и высокого уровня мастерства. Чтобы отреставрировать икону, мастер должен знать, к какому времени и какой школе иконописи она относится. Реставрация старинных икон в мастерской Галеон производится мастерами-реставратарами, имеющими большой опыт работы. Вполне допустимо поинтересоваться опытом работы реставратора, посмотреть фотографии реставрационных работ (реставраторы всегда делают фотофиксацию работ). По окончании реставрации Вы получите краткий письменный отчет о проделанной работе, это поможет следующим поколениям реставраторов, которые будут работать с иконой.

Икона состоит из деревянной доски-основы, покрыта слоем левкаса (толщина варьируется от 0,5 до 5 мм), внутри левкаса или ближе к дереву может лежать слой паволоки - грубой льняной ткани (часто паволокой покрывали фрагменты дерева с трещинами, сучками); выше - красочный слой, сверху защитный слой - лак и поверх лака загрязнения (пыль соединившаяся с лаком и т.д.). Все слои и части икон подвержены разрушениям, причем в разной степени. При реставрации икон реставраторы обязаны принимать во внимание все эти слои.

Красочный слой - самая нежная часть иконы, он тонок и не выдерживает повышенной влажности, солнечного света, перепада температур и т.д. При этом слабое место это даже не сам слой, а пространство между ним и левкасом.

Реставрация иконы начинается с её исследования. Если есть утраты (сколы, трещины, отслоения), слои иконы проклеиваются и восстанавливаются. После чего восстанавливается письмо - там где нужно мастер делает тонировки, в каких-то местах пишет заново целые куски. После чего доделываются фрагменты, такие как надписи на полях или позолота. После реставрации икона покрывается специальными лаками.

При изготовлении колеров нужно постоянно учитывать приёмы древних живописцев: их умелое использование различных по величине помолов пигмента (применение крупных белил, крупной киновари и крупного аурипигмента — и тут же, в пределах одной иконы в зависимости от живописного замысла - тончайшее измельчение этих же пигментов).

Этапы работ реставрации икон

Последовательность этапов может меняться

  • Укрепление красочного слоя и/или левкаса
  • Расчистка - удаление старых лаков, загрязнений, следов бытования
  • Восстановление утрат левкаса
  • Восстановление утрат позолоты
  • Восстановление или тонировка утрат живописи
  • Консервация (покрытие защитным лаком)

Старые иконы

Плохая сохранность икон

Старые иконы обычно нуждаются в реставрации. Специалист-реставратор может оценить сохранность иконы и предложить необходимые реставрационные мероприятия. Чтобы выбрать способ реставрации, нужно учитывать множество факторов: состав левкаса (он может быть совершенно разным), ткань паволоки, состав красок (масляные или темперные). Метод, который спасет Вашу икону, может выяснить только специалист, проведя для этого ряд исследований.

За всю свою долгую "жизнь" старинная икона подвергается воздействию не только неумолимого времени, состаривающего краску, разрушающего грунтовку и древесину, а еще и сырости, доски иконы повреждаются жучками-точильщиками.

Из-за плохой сохранности некоторые иконы не могут выполнять свою богослужебную функцию. Если икона пришла в аварийное состояние: распалась на несколько фрагментов, треснула, красочный слой осыпается или на нем появились вздутия, хранить ее следует с особенными предосторожностями. Такую икону надо очень аккуратно завернуть в кальку и положить лицевой стороной вверх в коробку из плотного картона. Не следует заворачивать икону в ткань. Чтобы икона не двигалась внутри коробки, можно пространство между боковыми стенками коробки и торцами иконы заполнить мятой калькой. Между лицевой поверхностью иконы и крышкой коробки должен оставаться зазор. Осыпавшиеся фрагменты красочного слоя следует сложить в небольшой коробок и хранить вместе с иконой - при реставрации их приклеят на место.

Многие иконы имеют дополнительные скрепляющие элементы - шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в коробке.

Восстановление икон

Стоимость реставрации икон

Стоимость реставрации определяет дипломированный специалист по реставрации (реставратор). Цена реставрации зависит от многих параметров, и в первую очередь, от степени сохранности иконы. Стоимость восстановления в каждом случае определяется индивидуально (в зависимости от сложности реставрационных работ). Для восстановления икон используются только натуральные материалы в соответствии со старинной технологией создания икон.

Материалы для реставрации икон

Реставрационные материалы для икон можно разделить на три части: материалы для удаления старых загрязнений и лаков, материалы для укрепления, краски и материалы для консервации.

  • Пинен - распространенный и сбалансированный растворитель для удаления старых лаков и загрязнений; вместе с ним или отдельно могут использоваться: водка или спирт
  • Осетровый клей - один из сильнейших органических клеев
  • Темперные краски или масляные, в зависимости от того чем написана икона. Иногда тонировки по темпере делают акварелью, так как последняя легко удаляется в дальнейшем
  • Растворитель и связуящая основа для нужных красок. Например, яичный желток для темперы или скипидар для масляных.
  • Лак - для консервации используются разные лаки, чаще характерные для живописи.

Инструменты для реставрации икон

Основные инструменты при реставрации икон идентичны инструментам, используемым при реставрации картин.

  • Цветная контрольная шкала "ЦШ-1"
  • Утюжок реставратора
  • Скальпель реставратора
  • Художественные кисти
  • Ватные палочки
  • Уплотнители
  • Наждачная бумага самых тонких номеров
  • Водяная баня для приготовления растворов
  • Точные весы

Икона в Православии

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») – в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания, закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга, и являются одним целым. Иконопочитание — лишь одно из имен Православия. Иконопочитание является универсальным критерием Православия, оно выражает его суть.

Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие.

Иконописцы Древней Руси

У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Его иконы расходились повсюду. Одна из них — икона Божией Матери — была отправлена князем Владимиром Мономахом в Ростов, для построенной им там церкви, где она и прославилась чудесами.

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он — только проводник божественной истины. Именно этим можно объяснить практически полное отсутствие авторских подписей на иконах до XVII века.

Требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором в 1551 году. По итогам Стоглавого Собора как эталон написания каноничных иконографий были созданы «Новгородские таблетки», в которых показано, как правильно изображать иконописцам те или иные сюжеты. Решениями собора иконописцы фактически объявлялись особым церковным чином — младшими клириками. Тогда же эталоном каноничности объявлены иконы Андрея Рублёва.