Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Реставрация

Покрытие лаком красочного слоя картины

Прозрачный бесцветный лак для живописи

Лак представляет собой тонкий защитный слой между пленкой краски и атмосферой. Он должен быть прозрачным и бесцветным; кроме того, он должен образовывать прочную и надежную связь с высохшей пленкой краски. В то же время необходимо, чтобы лак легко удалялся, не оказывая никакого воздействия на краску. Лак должен защищать пленку краски от атмосферной грязи и пыли, а также от механического воздействия. Лаки предоставляют некоторую степень защиты от воздействия кислорода и влаги. Они должны быть достаточно эластичными, чтобы предотвратить возникновение трещин при сжатии и расширении холста. Добавленные в лак ультрафиолетовые поглотители могут функционировать в качестве фильтра, защищая краски от воздействия света.

В масляной живописи лаки применяются для покрытия всего красочного слоя в целях защиты его от внешних воздействий и придания ему большей выразительности. Иногда в процессе создания произведения художники пользуются ими для разжижения красок, наносят лак тонким, прозрачным слоем. Кроме того, лаки применяются в качестве промежуточного слоя, который должен сообщить слоям живописи определенную цветовую интенсивность, нарушенную, например, вследствие пожухания отдельных участков произведения. В процессе реставрации произведения художник-реставратор имеет дело не только с лаками на поверхности этого произведения, но и с лаками во внутренних, промежуточных его слоях.

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность. Красочный слой картины, покрытый лаком, приобретает характерный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка защищает красочный слой картины от неблагоприятного действия атмосферы. Пленка реставрационного лака, нанесенная реставратором, а не художником после окончания работы над картиной, выполняет еще и дополнительные функции:

  • закрепляет нижележащие слои лака;
  • выявляет тона авторской живописи;
  • изолирует авторскую живопись от реставрационных тонировок.

В связи с этим подавляющее большинство картин, находящихся на реставрации, после окончания работы с лаковым покрытием (регенерации, утоньшения и пр.) или удаления поверхностного загрязнения должны быть покрыты новым слоем лака.

Исключение составляют картины, выполненные смешанной техникой, и картины, написанные художником с расчетом на матовую поверхность.

К лаковым реставрационным пленкам предъявляются следующие требования: пленка должна быть бесцветна, прозрачна, эластична, устойчива к химическим и физическим воздействиям атмосфера, обратима (т.е. легко удаляема растворителями), нанесена ровным и предельно тонким слоем.

Наилучшим считается то покрытие, когда на картину нанесена тонкая ровная пленка с умеренным блеском.

Нанесение лака

Процесс покрытия картины лаком должен происходить в чистом, теплом, сухом и хорошо проветриваемом помещении. Картину следует очистить от частиц пыли и жира, а краска должна быть совершенно сухой. Как правило, работу располагают горизонтально. Первый слой лака наносят очень тонко, при использовании плоской, широкой кисти из свиной щетины. Кисть для лакирования должна всегда применяться только с этой целью; конечно, следует содержать ее в абсолютной чистоте.

Второй слой наносится кистью или распыляется (можно распылять оба слоя, но считается, что при нанесении кистью образуется более прочная связь между лаком и пленкой краски).

1 При крайней необходимости осторожно очистите картину ватным тампоном, смоченным дистиллированной водой.

2 Используя кисть для лакирования, нанесите первый слой лака движениями в одном направлении, параллельно краям картины.

3 Используйте кисть или распылитель, чтобы образовать тонкую, ровную пленку. Наносите мазки под прямым углом к мазкам первого слоя.

Разрушение лака

Лак способен разрушаться как физически, так и химически. Физическое разрушение находит свое выражение в появлении морщин и трещин, мелового налета, короблении и сжатии. Химическая деградация лака является результатом окисления смол и, несколько реже, растворителя. Разрушение слоя лака представляет собой одну из главных проблем реставраторов.

Как отреставрировать картину

Чтобы отреставрировать картину, реставратору нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров. В своей работе реставраторы постоянно встречаются с образцами сложной комбинированной техники. Старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений - дело чрезвычайно ответственное.

Лаки в живописи применяются в качестве добавок в масляные краски, для лессировок и покрытия картин после их окончания.

Добавка лака в краски препятствует резкому сжатию и сморщиванию красочного слоя, появлению пожухлостей. Лак изменяет оптические свойства красок, делает их более прозрачными и насыщенными по цвету. Благодаря смолам, содержащимся в лаке, красочный слой образует более прочное сцепление с грунтом, высыхает быстрее и более равномерно.

Лессировка представляет собой тонкий слой окрашенного лака, который наносится с целью достижения тех или иных оптических эффектов, придания картине тональной цельности.

Покрытие картин лаком предохраняет их от вредного воздействия атмосферной влаги, загрязненности воздуха, действия газов и т. д. Кроме того, покрытие лаком повышает оптические свойства красочного слоя, придает краскам большую насыщенность и глубину.

Основная задача реставратора, как можно меньше вмешиваться в структуру авторского произведения. Каждая реставрационная работа уникальна, с присущими только ей особенностями, поэтому к ней должен быть и индивидуальный подход.

Нанесение покровного лака как заключительный этап реставрации

В реставрационных процессах покровный лак выполняет следующие основные функции:

  1. выявляет тональность авторской живописи (утратившуюся в ходе процедур укрепления, удаления и утоньшения лакового покрова, а также удаления записей);
  2. создает легкорастворимую пленку между поверхностью первоначального (авторского) слоя и красочного слоя реставрационных тонировок;
  3. закрепляет нижележащие слои старых лаков;
  4. создает новое (реставрационное) защитное лаковое покрытие, обеспечивающее кроме защиты визуально равномерное покрытие с заданными свойствами: легкая удаляемость и способность создавать матовость поверхности.

Аспект консервации

Несмотря на то, что все реставрируемые работы покрываются лаком, существуют определенные исключения. Это касается некоторых импрессионистских и кубистских работ, в которых художники открыто отвергали создание общего глянцевого покрытия. В некоторых картинах испанского художника XX века Хуана Гриса в пределах одной работы сосуществуют как очень глянцевые, так и матовые участки.

Идеальных лаков не существует, и остается лишь надеяться, что поверхностные качества лака будут на достойном эстетическом уровне, он останется бесцветным в течение приблизительно 40 лет и будет легко обратим.

Даммарный лак попрежнему считается одним из лучших средств для консервации живописи. Он обладает хорошими поверхностными качествами, прост в нанесении и в достаточной степени обратим. Обычно используется лучший даммарный лак высокой очистки: принято считать, что необходимость в его замене возникнет лишь через несколько десятилетий.

Смола для лаков

Даммарная смола

Натуральная даммарная смола обладает относительно слабой вязкостью в растворе скипидара (пинена) — это означает, что она легко наносится кистью и хорошо увлажняет поверхность. Смола обладает отличными глянцевыми свойствами и хорошо насыщает краски (особенно темных тонов), усиливая их глубину. Содержащиеся в даммарном лаке спиртовые и кетоновые компоненты вызывают постепенное окисление: смола с примесями обесцвечивается более быстро.

Снятие лака