Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Реставрация картин

Реставрация изображений и багетных рам

Услуги реставрации картин и их консервация нужны потому, что влажность (высокая или слишком низкая), температура, ультрафиолетовое излучение, небрежное отношение отрицательно сказываются на состоянии произведений.

Со временем образуются деформации, разрывы, прорывы, проколы основы (холста), деформации и сседания грунта и красочного слоя. Старый потемневший от времени слой лака и пылевые загрязнения меняют колорит изображения. В связи с этим картина утрачивает экспозиционный вид.

Наша мастерская выполняет реставрацию любых изображений (живописи на холсте, рисунков, икон, гобеленов) и багетных рам (крашеных, тонированных, с лепниной и без нее). Работы выполняют дипломированные специалисты с большим стажем работы в музеях (по каждому виду работ – свой специалист).

Степень повреждения художественной работы могут оценить только специалисты и только при реальном осмотре. Наши реставраторы прилагают максимум усилий для того, чтобы красота полотна сохранила авторские черты, присущие тому или иному художнику.

Для определения цены и сроков реставрации картину (раму) необходимо оставить для проведения экспертизы на 1-2 дня, о чем составляется акт приема на диагностику.

Диагностику проводит эксперт, при изучении картины мы проводим:

  • исследования в прямых и боковых лучах света;
  • осмотр при помощи обычного и бинокулярного микроскопа (можно буквально заглянуть вглубь картины, определить качество и толщину лака, рассмотреть любые дефекты, а также восстановительные работы других реставраторов);
  • изучение при помощи ультрафиолетового излучения ( позволяет определить старение лаковой пленки — более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки картины).

Выполняемые реставрационные мероприятия:

  • укрепление красочного слоя – местное и полное;
  • устранение деформации (волнообразная, «пузыри», мелкая и крупная бугристость);
  • восстановление целостности холста : отверстия, прямые прорывы, «Г»-образные прорывы, разветвляющиеся прорывы («британский флаг»);
  • дублирование (наклейка) на новую основу (холст, оргалит, фанера, картон);
  • дублирование кромок холста («ложное» дублирование);
  • подведение вставок холста в местах утрат основы;
  • удаление загрязнений (пыль, жир, растительного происхождения и др.);
  • подведение реставрационного грунта в местах утраты красочного слоя;
  • восстановление красочного слоя (рисунка, живописи);
  • покрытие защитным (реставрационным) лаком;
  • восстановление столярной целостности рамы: надежная сборка углов без щелей
  • восстановление лепнины и утраченных деревянных частей багета;
  • восстановление грунта и красочного слоя на багете;

Этапы реставрации живописных картин

Устранение разрывов
		и прорывов основы Реставрация живописи

  1. Устранение оседаний

Устранение разрывов
		и прорывов основы Реставрация живописи

  1. Общее укрепление грунта и красочного слоя
  2. Устранение изломов и смятостей
  3. Расчистка оборота холста

Расчистка оборота холста

  1. Дублирование холста

Дублирование холста

  1. Дублирование кромок
  2. Натяжка картины на новый подрамник

Натяжка картины на новый подрамник

  1. Подведение реставрационного грунта

Подведение реставрационного	грунта

  1. Удаление стойких поверхностных загрязнений
  2. Утоньшение и выравнивание покровного слоя

Удаление поверхностных	загрязнений Реставрация живописи

  1. Удаление записей

Удаление записей Реставрация живописи

  1. Покрытие картины реставрационным лаком
  2. Живописное восстановление

Покрытие картины реставрационным лаком Реставрация живописи

Подрамник для холста

Дублирование холста

Наиболее часто возникает необходимость подведения дублетного (второго) холста под произведение, собственный холст которого пришел в негодность. Этот процесс отработан в реставрации детально, подробно освещен в научно-методической литературе.

Холст для дублирования подбирается аналогичный авторскому по толщине и фактуре. Если живопись имеет значительную деформацию, которая может возобновиться после дублирования, дублетный холст берётся более плотный, чем авторский.

Если картина хранится в сыром месте, холст её, впитывая и удерживая продолжительное время влагу, подвергается разрушению. Красочный слой картины, имея иную природу, не подвергается этому процессу, сохраняет свою прочность, но оказывается на распадающемся фундаменте, который не может больше выполнять свою основную функцию - удерживания красочного слоя. Поврежденный холст необходимо поэтому усилить вторым холстом, т.е. дублировать.

Если картина покрыта кракелюром и участки живописи, окаймленные глубокими трещинами, имеют загнутые бортики — «чешуйки», причем холст картины ослаб и деформировался, — общее закрепление, выравнивание чешуек и восстановление их связи с грунтом также могут быть достигнуты только дублированием.

Если у картины, несмотря на удовлетворительную сохранность самого красочного слоя, наблюдается повсеместное отставание его грунта или грунта от холста (последствия намокания) и сам холст имеет какие-нибудь дефекты или вообще неудовлетворительного качества — необходимо дублирование картины дополнительным прочным холстом.

Если картина была свернута в узкую трубку живописью внутрь, потрескалась и сгофрировалась, может также стать вопрос о дублировании, если выяснится, что натяжение на подрамник и общее укрепление не выправят образовавшихся дефектов.

Большие прорывы холста, в особенности если их несколько, нецелесообразно заделывать посредством заплат — это трудно и не всегда дает нужный результат. Целый дублировочный холст, подведенный под старый, послужит как бы сплошной заплатой, укрепит и выровняет все линии прорывов, а также и самою плоскость поврежденного холста.

В случае, когда у картины совершенно отсутствует (вырван) участок холста значительного размера, восполнить эту утрату может дублирующий холст, который даст возможность в дальнейшем по подведенному грунту восстановить живопись.

При многочисленных глубоких трещинах, сседаниях, шелушениях, вздутиях и других дефектах красочного слоя и грунта, даже при частичном ослаблении оригинального холста — следует картину «сдублировать» новым холстом.

Хорошее дублирование не может повредить вещи, а наоборот, делает ее более прочной, можно признать желательным применение дублирования как профилактической меры и в тех случаях, когда оно не вызвано острой необходимостью.

Дублирование почти всегда полезно старой картине, если, конечно, оно мастерски проведено. В дублированной картине всегда чувствуется прочность, массивность и ровность поверхности. Кроме того, двойной холст вдвое ослабляет вибрацию полотна при переносках, перевозках и даже при экспозиции на стене. Как известно, вибрация, даже самая незначительная, со временем расшатывает частицы материалов, из которых картина сделана, поэтому уменьшение её дублированием способствует лучшей сохранности картины.

Повреждение картин

Очень опасны для картин различного рода механические повреждения, являющиеся результатом неосторожного или неумелого обращения с ними.

Наиболее подвержены механическим повреждениям картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, иногда могут образоваться разрывы холста.

Одним из обычных повреждений красочного слоя является сферический и паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенным повреждением живописи являются царапины на красочном слое. Сломы красочного слоя возникают и в результате неквалифицированной натяжки на подрамник. Плохой, неверно сделанный подрамник также является одной из причин, влияющих на сохранность картин.

Повреждения картин условно подразделяются на две категории:

  • Естественные (причина – время);
  • Приобретённые (причина – воздействие внешних факторов);

Первый случай исправляется гораздо легче второго. Производится элементарная чистка картины от всякого мелкого мусора и наносится специальный раствор для того, чтобы краскам вернуть былую яркость.

Для второго случая необходимы более радикальные меры: сшивание порванных частей специальными нитками, осветление, дорисовывание и т.д. Важно помнить, что если холст истончал или он такой сам по себе, то следует действовать с особой аккуратностью.

Реставраторы живописи

Как отреставрировать старую картину

Чтобы отреставрировать картину, реставратору нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров. В своей работе художники-реставраторы постоянно встречаются с образцами сложной комбинированной техники. Старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений - дело чрезвычайно ответственное.

Основная задача реставратора живописи, как можно меньше вмешиваться в структуру авторского произведения. Каждая реставрационная работа уникальна, с присущими только ей особенностями, поэтому к ней должен быть и индивидуальный подход.