Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Выставки современного искусства

Парижский салон

Парижский салон — одна из самых престижных художественных выставок Франции, официальная регулярная экспозиция парижской Академии изящных искусств.

Римские предшественники Салонов

Предшественниками Салона были выставки в Риме. Раз в 2 года в Риме в величественном и пустом Пантеоне проходили выставки картин художников, работавших в это время в папской столице. Картины большого размера в Пантеон не привозили. Для экспонирования больших картин использовались помещения церкви Сан Джованни Деколлато (сейчас в запущенном состоянии).

Но эти выставки не приобрели всемирную славу. Однако, о них хорошо знали в Париже, где в первые годы существования Салонов выставки тоже происходили раз в 2 года по образцу Рима.

История возникновения Салонов

В 1648 г. по инициативе «первого живописца короля» Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры. В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи. В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, в которой возникали дорогостоящие шедевры.

Во время правления короля Людовика XIV произошло создание ряда академий, что позволяло королевскому двору контролировать работы в архитектуре, живописи, скульптуре, науках и т.д.

Они были логическим продолжением Французской академии, которую основал кардинал Ришелье в январе 1635 года. Французская Академия родилась из небольшого кружка литераторов, которые, начиная с 1629, собирались в доме писателя-любителя Валантена Конрара (1603–1675) и вели беседы на различные темы, главным образом об искусстве. В 1634 кардинал Ришелье решил создать на основе этого сугубо частного кружка официальный орган, ведающий вопросами языка и литературы. 2 января 1635 Людовик XIII пожаловал патент на создание Академии. Благодаря кардиналу Ришельё и его жалованной грамоте от 29 января 1635 года, была принята под покровительство короля и получила денежные средства. Как указывалось в грамоте, академия была создана, «чтобы сделать французский язык не только элегантным, но и способным трактовать все искусства и науки».

За время правления Короля-Солнца основаны:

  • Королевская Академия танца в 1661  г.
  • Королевская Академия искусств в 1664 г.
  • Королевская Академия наук в 1666 г.
  • Королевская Академия музыки в 1669 г.
  • Королевская Академия архитектуры в 1671 г.

Официальные выставки произведений живущих мастеров проводятся в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры. Сначала они проводились ежегодно и не имели своего постоянноro помещения. С 1673 г. выставки устраивались под открытым небом во дворце Пале-Рояль и во Дворце Ришелье, с 1699 г. они размещались в Лувре, сначала в Большой галерее, а с 1725 по 1848 - в так называемом Квадратном салоне, затем официальные салоны устраивались в Большом дворце Елисейских полей. В 1673 году была издана первая брошюра с описанием представленных произведений, что можно считать первым в истории выставочным каталогом. Открытие Салонов приурочивали к именинам короля — дню Людовика IX Святого (25 августа), а закрытие происходило в конце сентября. Открытию выставки предшествовал выпуск каталога с кратким описанием наиболее выдающихся картин и данными о званиях и академических должностях их авторов. С 1746 г. Салоны стали проводиться раз в два года. До середины XIX в. они были самыми представительными официальными выставками во Франции, участвовать в которых могли только члены Академии и кандидаты на это звание — "допущенные" (франц. agrees). Художники, не принадлежащие к официальной элите, показывали свои произведения в смежных помещениях, в лавках на мосту Нотр-Дам, на площади Дофина (Салон молодых) и участвовали в выставках Академии Св. Луки. В Квадратном салоне развешивали картины и расставляли малые скульптуры. Статуи больших размеров посетители могли осмотреть в мастерских художников, также помещавшихся в Лувре. Организацией выставок ведал Смотритель королевских строений, а развеской картин (по тематическому и декоративному принципу) занимался таписьер (фр. tapissier — "обойщик, декоратор, оформитель", от tapis — "ковер"), назначаемый из наиболее уважаемых художников-академиков. Так, в 1761-1773 гг. это почетное поручение исполнял Ж.Б.Шарден. В центре помещали портрет короля, а вокруг, вплотную, рядами от пола до потолка (так называемая шпалерная развеска картин) — все остальные картины, обычно родственные по жанру. При такой системе произведения одного автора могли оказаться в разных местах экспозиции. В каталогах (ливре) излагалось подробное описание сюжетов и указывались имена авторов и номера картин. На экспозиции имелись только номера. Выставки были бесплатными, впервые плату за вход на художественную выставку стал взимать Ж.-Л. Давид.

Хроника Парижского салона

Выставочные каталоги Салонов являются первичными документами для историков искусства. Критические обзоры салонов, писавшиеся многими критиками, писателями, философами (Д. Дидро, Стендаль, Г. Гейне, Т. Готье, Э. Золя и др.), обычно также носили сокращённое название "Салон". В 1759 Дидро написал хронику Парижского салона — первый образец искусствоведческой критики. Широкий отклик, неизменно находивший свое отражение на страницах газет, журналов и специальных изданий, сыграл немаловажную роль в становлении и дальнейшем развитии художественной критики, одним из родоначальников которой стал Д. Дидро, писавший о Салонах в 1759-1781 гг.

С 1791 года Салон был открыт для всех художников, а не только академиков. Отбор произведений осуществлялся специальным жюри, образованным по постановлению правительства. С 1848 г. выставки стали устраиваться во дворце Гран Пале на Елисейских полях. Во времена правления Наполеона I было учреждено специальное жюри Салона, официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и поддерживающий, как правило, академическое искусство. Жюри отрицательно относилось ко всякому нарушению традиций, поэтому появление в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало острую и непримиримую борьбу, накал которой зачастую свидетельствовал о степени их новизны и художественной значимости. С середины XIX в. в знак протеста против официально проводимой жюри политики в области искусства стали возникать независимые художественные выставки (выставка Г.Курбе "Реализм", 1855; " Салон Отверженных ", 1863; выставки импрессионистов , с 1874). В 1881 г. Салон переходит в ведение Общества французских художников и утрачивает свой официальный характер. С этого времени начинают проводиться ежегодные "Весенние салоны", а с 1903 г. и "Осенние салоны".

В XIX—XX веках Салон проводился регулярно с редкими исключениями, связанными с французскими революциями и военными периодами. В настоящее время Салон проводится ежегодно в павильоне Эйфель-Бранли.

В конце XIX - начале XX веков возникают новые, авангардистские салоны - "Салон независимых", "Осенний салон", "Салон Тюильри" и др. По аналогии с французским салоном подобное название получают и выставки в других странах (например, "Салон "Золотого руна"" в России, 1908, 1909-1910).

Римские предшественники Салонов

Предшественниками Салона были выставки в Риме. Раз в 2 года в Риме в величественном и пустом Пантеоне проходили выставки картин художников, работавших в это время в папской столице. Картины большого размера в Пантеон не привозили. Для экспонирования больших картин использовались помещения церкви Сан Джованни Деколлато (сейчас в запущенном состоянии).

Но эти выставки не приобрели всемирную славу. Однако, о них хорошо знали в Париже, где в первые годы существования Салонов выставки тоже происходили раз в 2 года по образцу Рима.

Салонное искусство

Салонное искусство (франц. salon, от итал. salone, sala – зал), художественное направление в изобразительном искусстве XIX – начала XX в., ведущее начало от больших официальных художественных выставок (Салонов), учреждённых Королевской академией живописи в Париже со второй половины XVII в. Для салонного искусства характерна эклектика – смешение художественных стилей. Оно ориентировано на вкусы самого широкого, в том числе неискушённого в вопросах живописи зрителя, поэтому важную роль в нём играют занимательность сюжета картины, доступность её содержания, внешняя эффектность живописных приёмов, заглаженная, приятная для глаз манера письма. По словам одного из исследователей, в салонном искусстве «мало мудрости, но много мастерства».

Мастера салонного искусства обращались ко всем жанрам живописи. Мифологические и религиозные сюжеты часто использовались как повод изобразить обнажённую натуру; историческую картину любили трактовать в духе эффектной псевдоисторической костюмной мелодрамы; в бытовой картине предпочтение отдавалось анекдотическим сюжетам; в портрете неизменно присутствовала откровенная идеализация натуры. Большим успехом у публики пользовались сентиментальные, с эротическим налётом сюжеты. Салонное искусство стало одним из предшественников «массовой культуры» XX в.

Временем расцвета салонного искусства во Франции стали 1850–70-е гг. (А. Кабанель, А. Бугро, Ф. Кормон и др.). В России выставки салонного искусства устраивались с кон. XIX в. Чрезвычайный успех на этих выставках имели произведения т. н. «русского стиля»: сцены из боярского быта XVII в., портреты девушек в кокошниках и сарафанах. Яркими представителями салонной живописи в России были Г. И.  Семирадский, К. Е.Маковский, Ф. А. Бронников, С. В. Бакалович, В. И. Якоби.

Энциклопедия "Искусство" в 4 т. Под ред. Горкина А. П.