багетная мастерская

обрамление

реставрация

развеска

печать

живопись

доставка

КАРТИН

+7 (495) 517-59-33

+7 (916) 651-00-11 (WhatsApp)    

Москва, ул. Щепкина, 58, с. 3

 

Рамы для картин

Стили рам для картин

Эксперты считают, что классифицировать рамы для картин чрезвычайно сложно. Их декор то следует основному стилю эпохи, то запаздывает. Вот как выглядит краткая история рам.

РЕНЕССАНС

Рамы в сегодняшнем понимании этого слова возникли примерно в конце XIV — начале XV века на переходе от фрески к станковой живописи. Появившись как скульптурные ниши с ордерным оформлением для алтарных картин (табернакли), вскоре они стали выполняться из дерева, их декорировали резьбой, росписью или позолотой. К рамам этого типа искусство обращалось на всех этапах: во времена маньеризма, барокко, рококо, неоклассики. Светские сюжеты, в отличие от религиозных, требовали оформления менее торжественного и менее архитектурного. Cassetta (т.е. «маленькая коробка») имела одинаковый декор по всем четырем сторонам. Центральный фриз украшал геометрический или иной орнамент (в технике стукко или сграффито, с росписью красками или золотом по темперному фону, с накладной резьбой).

МАНЬЕРИЗМ

Тип маньеристской рамы развивался в Италии, Испании, Нидерландах, Англии со второй вины XVI до конца XVII века. В оформлении использовались картуши, гермы, кариатиды, вазоны. Венчал раму волютообразный фронтон, в основании находилась скругленная резная наставка. Наряду с такими вычурными экземплярами были популярны простые прямоугольные рамы черного цвета — так называемого голландского типа, большая часть которых произведена отнюдь не в Голландии, а в Англии, Испании, Германии и России. На их родине для декора широко использовались и роскошные колониальные материалы: черепаховый панцирь, редкое привозное дерево, прекрасно оттеняющие портреты скучных купцов в темных одеяниях с белыми воротниками.

БАРОККО

Барокко, переработав маньеристский подход, возвращается к активному золочению; лишь испанские мастера сохранили в это время привязанность к полихрому. В орнаменте появляет все больше элементов, заимствованных у природы: акантовых и дубовых листьев, цветочных гирлянд. В основе сохраняется прямоугольная форма, окруженная облаком резьбы, где могут встретиться фигурки путти, птицы, гроздья винограда. В Италии получили широкое распространен рамы maratta (по имени художника Карло Маратты), они же — Salvator Rosa (так, предположительно, звали создателя этого дизайна). Они получили популярность и в Англии XVIII столетия. В России также были распространены рамы с динамичной композицией, прихотливой резьбой, сложной проработкой левкаса, цировками, создающими дополнительный объем на поверхности.

РОКОКО

Витиеватая резьба, причудливые композиции из стилизованных раковин и акантовых листьев, асимметрия, с-образные завитки — так рококо изменил барочную раму. Элементы декора выглядят за пределы ее окна, наплывают на живопись. Во Франции наиболее полно этот стиль проявил себя во времена Людовика XIII (подобные рамы критиковали просветители, в частности Вольтер в «Храме вкуса»); в России — в эпоху елизаветинского рококо. Мастера применяют серебрение, золочение сусальным и «зеленым» золотом. Работ сохранилось совсем мало, в частности из особенностей оформления интерьера — разбивки стен на панели, декорированные золоченной резьбой, когда картины составляли единое целое с архитектурной отделкой.

КЛАССИЦИЗМ И АМПИР

Снова возвращаются рамы-ниши — они выглядят как прямоугольники с полукруглым фронтоном наверху. В рамах для парадных портретов (часто круглых и овальных) использовались атрибуты власти — вензеля, короны, скипетры, лавровые ветви. В эпоху Людовика XVI, в которой выделяют «турецкий», «арабский» и «римский» вкусы, возвращается строгая симметрия, квадратная форма с острыми углами. Чаще всего внутренние и внешние границы рам строго очерчены. Резьба непременно сочетается с гладкими плоскостями, или галтелями. Характерные черты: бусы, розетки, гирлянды, орнаменты, листья дуба и аканта в декоре, золочение разным цветом. Резьба скорее напоминает лепнину, а в ампирных рамах лепную мастику уже применяют для детализации профилей.

XIX ВЕК

XIX век по очереди увлекался всеми великими стилями прошлого, по-новому их перерабатывая. Ампир сменила неоготика (иногда мрачные и неуклюжие, иногда стрельчатые формы, напоминающие архитектурные детали средневековых храмов), затем неорококо (многодекоративные рамы с мелким лепным узором и упрощенные способы позолоты были повторены в багете советского периода), эклектика (тяжеловесный лепной декор с горельефами, обратный профиль, увеличенные до необычных размеров орнаменты), русский стиль (дубовые рамы с геометрической резьбой, часто фольклорными мотивами) и, наконец, неоклассика, где классическую форму дополняют орнаменты, свойственные будущему модерну.

МОДЕРН

Фабричное производство рам с лепным узором и упрощенные способы позолоты позволяли насытить рынок, однако при этом падало само декоративное искусство. Его смог ненадолго возвысить изысканный модерн. В рамах этого стиля главную роль играет форма, силуэт, образованный гибкими прихотливыми линиями. Типичные мотивы декора: стебли, цветы, русалки. Широко была распространена имитация материалов, например фактуры дерева, с помощью грунта и лака, новые технологии подражали старым техникам обработки поверхности. Хотя дерево по-прежнему скрывает художественная обработка, появляются рамы, окрашенные в светлые тона без позолоты.

АВТОРСКИЕ РАМЫ

Авторскими называют рамы, выполненные по рисункам художников или архитекторов, иногда к конкретным полотнам. Дега, например, часто делал эскизы рам, а также изменял фактуру уже готовых. Известна рама с простым профилем, которую Ван Гог сам раскрасил для своего натюрморта. Знамениты американские художники Стэнфорд Уайт, Джеймс Уистлер, Карриг-Роан. Уистлер сначала помещал картину в одну из своих рам из необработанного дуба с особенным золочением и только потом заканчивал само полотно. Из наших мастеров своим особым отношением к обрамлению прославился Василий Верещагин: к каждой из своих серий он создавал рамы с таким орнаментом, который соответствовал содержанию произведения.

Марина Каминарская
                   И+Д Антиквариат

опубликовано на сайте www.elite.ru