багетная мастерская

обрамление

реставрация

развеска

печать

живопись

доставка

КАРТИН

+7 (495) 517-59-33

+7 (916) 651-00-11 (WhatsApp)    

Москва, ул. Щепкина, 58, с. 3

 

Реставрация живописи

Мастерская выполняет реставрационные работы любой сложности (реставрация масляной живописи, икон, багетных рам). Стоимость реставрации картины определяет дипломированный специалист по реставрации живописи (реставратор).

Для определения цены и сроков реставрации картину (раму) необходимо оставить для проведения диагностики на 1-2 дня, о чем составляется акт приема на диагностику.

Реставрация картин становится необходима, когда живописное полотно с течением времени или под действием неблагоприятных условий получает повреждения. Это могут быть повреждения холста (прорывы, провисания), отслаивание красочного слоя картины.

Реставрация темперной живописи усложняется еще и тем, что слои темперных красок невозможно снять растворителем, так как они приготовлены на основе натуральных пигментов – на яичном желтке, соках растений. Поэтому реставратору приходится постепенно соскабливать красочные слои. Это трудоемкий процесс, требующий больших затрат времени – реставратор снимает более поздние слои краски с помощью скальпеля.

Реставрационные задачи, с которыми ежедневно сталкиваются наши реставраторы:

  • отслаивание красочного слоя
  • провисание холста
  • провисание и фалды ("волны" по холсту)
  • прорывы холста
  • мелкие потери (сколы мазков)
  • утраты грунта
  • загрязнения лаковой пленки
  • потеря лаковой пленки
  • перенос холста с картона на подрамник

Краткий обзор основных методов реставрации живописи

Каждая картина имеет свою историю создания и бытования. Поэтому все заболевания картин сугубо индивидуальны, и не существует одного "волшебного" метода по восстановлению произведений искусства. В данной статье даётся лишь краткий обзор основных методов реставрации станковой масляной живописи.

Заделка утрат холста

Картина осторожно кладётся лицевой стороной вниз. Эта операция проводится только при условии, что красочный слой и грунт имеют хорошее сцепление с основой, не осыпаются и не шелушатся. Края прорыва очищаются от пыли и грязи. Взамен утраченных нитей холста добавлялются нити с авторской кромки. Осторожно, с помощью глазного скальпеля и медицинского зонда они соединяются с краями прорыва, при этом нити переплетаются согласно нитям холста. При большой площади утраты аналогичным методом вплетается фрагмент ткани, подобранной в соответствии с авторским холстом. Для соединения нитей используется специальный клей. После полного высыхания клея швы проглаживаются теплым утюгом через фторопластовую пленку.

Удаление деформаций холста

Покоробленность полотна картины происходит от двух причин. Во-первых, от изменений атмосферы помещения, в котором хранятся картины, от ненормального режима, от резкой перемены температуры и влажности воздуха; во-вторых, от различных механических воздействий на полотно картины с изнанки или лицевой стороны ее. Деформации полотна могут быть самого разнообразного характера, они обусловливаются как технологией материала, так и причинами, вызвавшими то или иное его изменение. От этого зависит и степень деформации.

Не всегда деформацию можно выправить средствами общей перетяжки. Часто покоробленности происходят от увеличения объема полотна (растянутости) только в определённых местах, приобретают застарелую устойчивую форму, и при всех попытках перетягивать полотно сборки не пропадают, а как бы переходят с места на место. В таких случаях требуется более сложный и ответственный прием их устранения. Возникает задача уплотнения волокна и ниток холста, «посадки» их на свои места, уменьшения объема с одновременным разглаживанием. Для этого на участок деформации с помощью осетрового клея наносится профилактическая заклейка из папиросной бумаги, после чего картину проглаживают не сильно нагретым утюгом в местах заклеенных сборок, наблюдая за их состоянием. Проглаживание проводится через бумажную прокладку и фторопластовую плёнку. После операции на участок ставится груз.

В картинах, не натянутых на подрамник и не установленных в рамы под стекло, от долгого хранения и при неправильном обращении с ними также могут образоваться покоробленности. Иногда приходится иметь дело с полотнами, свернутыми в трубку без какого-либо основания (картонного или фанерного вала). В таких случаях цилиндрическая форма трубки от времени под действием собственной тяжести становится сплюснутой. При развертывании такой картины полотно приобретает ребристую поверхность, и если живопись старая с высохшим грунтом и краской, то складки будут очень устойчивыми, могут образоваться сломы грунта и краски, отставание их, шелушения различной формы и степени и т.п. В таких случаях картину растягивают на рабочий подрамник с помощью полей из крафта. В целях предохранения от осыпания и для разглаживания на всю поверхность холста целиком наносится профилактическая заклейка. Иногда полотно «садится» очень быстро и хорошо, и сборки пропадают даже при непродолжительном разглаживании, но бывает и так, что приходится несколько раз гладить утюгом по одному и тому же месту для большего прогревания полотна. Если указанные действия не приводят к желаемым результатам, можно прибегнуть к увлажнению полотна с последующим проглаживанием. Иногда в очень тяжелых случаях требуется многократное повторение всех операций для полного выравнивания холста. В случаях, не поддающихся такому выравниванию, а также при сильной ветхости авторского холста применяется дублирование.

Укрепление красочного слоя картины

Если кракелюр не связан с быстро наступающим отпадением краски, торопиться реставрировать картину не следует. Если же при тщательном обследовании красочного слоя и грунта устанавливается, что частицы их потеряли необходимую связь с основой и могут в ближайшем будущем отпасть, картину нужно немедленно предохранить от дальнейшего разрушения. Для этого в поврежденные места вводят клеющее вещество, чтобы скрепить краску с грунтом или краску и грунт с холстом, доской или другой основой. На участок наносится профилактическая заклейка и осторожно проглаживается слабо нагретым утюгом. Характер повреждений определяет те или иные приемы работы. В качестве клеящего вещества применяется рыбий клей (осетровый) определенной варки.

Общее укрепление требуется:

  • При полной изношенности и обветшании основы, когда она теряет возможность удерживать красочный слой.
  • При больших отставаниях красочного слоя от грунта
  • При повсеместном кракелюре красочного слоя и грунта с тенденцией их отслоения.
  • При мельчайших осыпях краски по всей картине.

Расчистка оборотной стороны

Проводится скальпелем или мягким ластиком вдоль волокон основы.

Удаление поверхностных загрязнений, записи, утончение лаковой плёнки

Перед началом операции проводятся пробы на небольших участках живописи с целью подобрать оптимальный для конкретной картины состав. Все удаления загрязнений, наслоений проводятся осторожно,ватным тампоном,смоченным в растворителе. Тампон прокатывают по поверхности,без нажима, чтобы снять только тонкий слой загрязнений или потемневшего лака. На старых картинах пожелтевший лак не снимают полностью,а только утоньшают, выравнивают лаковую плёнку. В местах рельефной живописи грязь из фактурных мазков вычищается скальпелем.

Подведение грунта в местах утрат

Эта операция замыкает собой все процессы, связанные с так называемой технической реставрацией, и начинает область реставрации живописной. Восстановление утраченных частей живописи начинается с момента подведения грунта в утраченные места. Красочный слой в отдельности или взятый вместе с грунтом имеет известную толщину и при осыпании его с холста на картине остаются углубления-пустоты, по глубине равные толщине осыпавшихся частей. Поэтому, перед нанесением красок еще вчерне, обязательно должна быть восстановлена фактура живописного слоя. Для этого выпадения, осыпи и прочие незначительные углубления должны быть заполнены грунтовой массой. Рельефные участки восстанавливаются с помощью бокового освещения, чтобы повторить рельеф мазка.

Тонирование утрат красочного слоя

Основной принцип реставрации и заключается в том, чтобы сохранить то, что осталось, и с величайшей осторожностью восполнить то, что утрачено.

Художник-реставратор работает только в границах утраченного места, поэтому его мазок не может быть таким свободным, широким и смелым, каким бывает подчас мазок оригинального мастера. Кроме того, реставратор должен подчиняться манере письма автора реставрируемой картины. Выработался даже своеобразный прием реставраторского мазка, сходный с манерой пуантелистов. По подведенному грунту гуашью или акварелью наносят мельчайшие точки, тесно одну подле другой. Эти точки бывают различных тонов, близких к тонам оригинальной живописи. На некотором расстоянии точки сливаются в один общий тон и вся заправка совпадает по тону с соседними красками. При таком способе «слияние» получается лучше, нежели в том случае, когда утраченное место закрашивают обыкновенными мазками, даже близкими к манере мастера. Эти пуантелистические мазки, однако, служат только подготовкой. Их делают несколько светлее, чем должно, так как при покрытии их лаком (а это необходимо в процессе работы) они тотчас же темнеют. Опытный реставратор должен уметь рассчитать, насколько они могут потемнеть, а это дается только в результате опыта и знания свойств отдельных красок.

Когда такая подготовка сделана, утрату уже слегка прописывают в тоне оригинала и завершают лессировкой. Прописка в тоне оригинала делается масло-лаковой или восковой краской.

Нанесение защитного лакового покрытия

Если с картины удалялся лак частично или полностью, то по завершении всех реставрационных работ (живописные заправки) картину вновь покрывают лаком, чтобы окончательно выровнять всю поверхность живописи и придать ей свежесть (глянец). Если с картины удаляли только поверхностные загрязнения, ее также протирают лаком для большего объединения фактуры.

При операциях покрытия картин лаком большую роль играют: температура помещения — она должна быть нормальной, лучше даже несколько повышенной; влажность — воздух должен быть сухим, иначе влага проникнет в лаковую пленку; и, наконец, чистота, являющаяся обязательным требованием. Если в комнате пыльно или по близости находятся какие-нибудь скульптурные материалы (гипс, алебастр), плохо изолированные, то мельчайшие ч астицы, носящиеся в воздухе, будут осаждаться на липкую поверхность лака.

При написании статьи использовались материалы книги Кудрявцева Е.В. "Техника реставрации картин", Москва 2002 г.

Картины

Цены на реставрацию картин

Цены на реставрацию:

  • Для экспертизы картины необходимо оставить её в мастерской
  • При этом составляется акт приема картины на диагностику
  • Для определения цены и срока реставрации требуется 1-2 дня

Станковая живопись

Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.

Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.

Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.