Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Хай-тек (стиль)

Хай-тек в архитектуре и дизайне

Хай-тек (англ. hi-tech, сокращенное от high technologyвысокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Современные архитекторы Седрик Прайс, Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу – связали образы научной фантастики с возможностями новых технологий, поэтому стиль, который они создали, стал называться хай-тек. Главные теоретики и практики хай-тека в основном англичане (Норман Фостер, Николас Гримшоу, Ричард Роджерс, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг) и итальянский архитектор Ренцо Пиано.

Хай-тек представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек - символическое отражение века "высоких технологий" в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в ХХ веке этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 20-х гг. и продолженного структуралистами в 60-х.

От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии.

В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.

Хай-тек стремится к эстетическому освоению различных технологических и конструктивных элементов. В произведениях представителей хай-тека демонстрируются высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалбв, цветных блестящих и прозрачных поверхностей, полировки металлов и др. С помощью этих средств создаются архитектурные сооружения, напоминающие механизмы новейшей техники, производственные модули или космические станции разнообразных геометризированных объемов. Трубопроводы и тому подобные системы внутреннего обеспечения зданий играют роль архитектурных элементов.

Интерьеры зданий подчиняются тем же принципам: встраиваемая техника, стеклянные полки и полы, металлические каркасы, двери и стулья, настенные обогреватели — все элементы глубоко проникнуты технологичностью. Стиль отдает предпочтение приглушенным, спокойным тонам: металлик, белый, серый.

Представление об архитекторе как элитном профессионале

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, антиисторичность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Родоначальники хай-тека

Стиль хай-тек имеет эстетические и практические предпосылки. Идейными и эстетическими родоначальниками хай-тека справедливо считаются работы архитектора Якова Чернихова. Он оставил в своих многочисленных архитектурных фантазиях 30-х гг. композиции зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаются стержневые несущие стальные конструкции с аскетичными плоскостями ограждающих и элементами инженерных систем и оборудования.…

В практическом плане предтечами хай-тека в XIX в. считаются "Хрустальный дворец" Д. Пекстона, а в ХХ в. — творчество Мис ван дер Роэ. Выдающийся зодчий, начинавший как функционалист, в поздний период творчества (50-60-е гг.) стал принципиальным антифункционалистом. Осознав недолговечность функций, приводящей к раннему моральному старению капитальных зданий, он стремился проектировать здания с универсальным внутренним пространством, легко приспосабливаемым к меняющимся функциям. Средством для этого Мис ван дер Роэ послужили конструктивные достижения 20 века — большепролётные системы с выносом несущих конструкций из внутреннего пространства наружу и креплением к вынесенным несущим — ограждающих конструкций. При этом в основе архитектурных замыслов были положены строгая метрическая композиция и форма несущих конструкций, выполненных из стальных стержней открытого профиля (широкополочные двутавры, швеллеры и пр.).

Хай-тек унаследовав данные приёмы, существенно их развил и обогатил. Помимо разработок и применения в композиции традиционных несущих конструкций-рам, ферм, каркасов — стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов, с активным использованием последних, как выразительного средства.

Композиционные приёмы стиля хай-тек

Главным отличительным признаком решения несущих конструкций хай-тека стало применение стержневых элементов закрытого сечения (в основном это трубы круглого или прямоугольного сечения) вместо элементов открытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями — подчеркнуть "техничность" композиции. Именно в этом заключена, к примеру, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции здания банка в Мюнхене (архитекторы В. и Б. Бетц, 1982 г), своеобразной ствольно-стоечно-подвесной конструктивной системы. В числе распространённых композиционных приёмов стали трактовка габаритов сечений несущих конструкций (сверх необходимых по расчётам), громоздкость конструкций и узлов, их спряжений, избыточное число и сечения диагональных крестовых связей и т. п. Всё это происходило по соображениям подчёркнутой "техничности".

Именно принципиальная модернизация внешнего облика зданий, их силуэта, цвета и фактуры фасадов, которой способствовал прогресс в применении металлических наружных ограждающих конструкций, характеризует хай-тек. Именно такие приёмы в наибольшей степени подчёркивали специфичность облика сооружений, выполненных в этом стиле.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр Помпиду стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня). Здание, построенное в основном из стекла, металла и бетона, называемое часто «городской машиной», занимает площадь 100 000 кв. м. Все трубопроводы вынесены наружу здания и окрашены в разные цвета в соответствии со своим назначением, что придает сооружению нарядный и красочный вид. Лестницу заменяет эскалатор, заключенный в прозрачную трубу, находящуюся также снаружи здания.

В дальнейших работах Н. Фостера, Р. Роджерса и других архитекторов раскрылись впечатляющие возможности стиля хай-тек, создающего новую эстетику городской среды.

В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего «зеркальными» зданиями («Пасифик дизайн центр» в США).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре.

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским Конгрессхалле (Kongresshalle): нарочитого усложнения внешнего объёма здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.

"Слик-тек"

Своеобразную ветвь хай-тека составляет "слик-тек" - стиль глянцевого (преимущественно стеклянного) блеска фасадных поверхностей. Тема "стеклянного дома", начиная с "Хрустального дворца" Д. Пекстона почти 150 лет продолжает волновать воображение архитекторов. С начала ХХ в. она остается и в 20-е гг. нереализованной мечтой функционалистов, отражаясь лишь, в их проектах. В 30-е гг. есть отдельные случаи реализации мечты, но только с одной стеклянной плоскостью главного фасада (здания Центросоюза в Москве и общежития Армии спасения в Париже Ле Корбюзье).

Наконец, в 50-е гг. благодаря в основном творчеству американского периода Мис ван дер Роэ начинается триумфальное шествие "стеклянной архитектуры" интернационального стиля по всему миру. Однако, сравнительно быстрый крах интернационального стиля привёл к массовому отказу от стеклянных стен. Этому способствовало и широкое распространение стиля постмодернизма с его культом стенового массива, архитектуры камня и повсеместная политика экономии энергоресурсов в строительстве. Всё это больно ударило по промышленности стеклянных изделий, грозя ей массовым разорением. Надо отдать дань уважения её специалистам, которые за годы промышленного застоя разработали широкий ассортимент разнообразных по форме, цвету и физико-техническим свойствам светопрозрачных материалов, существенно расширивших палитру возможных новых архитектурных решений. Были разработаны и новые системы крепления стеклянных листов и панелей к несущему остову здания, размещённому с внутренней стороны ограждений. Благодаря этому фасадная поверхность могла быть освобождена от мелко члененной фахверковой сетки металлического витража, что позволило архитектору оперировать крупными, зрительно не членёнными светопрозрачными поверхностями. Особенно привлекала возможность выполнения криволинейных-цилиндрических и сферических светопрозрачных конструкций.

Благодаря этим изобретениям и формированию третьей волны модернизма с начала 70-х. гг. слик-тек начинает брать реванш. Его первые проявления -"не декорированные стеклянные сараи" - здания элементарной прямоугольной формы со стеклянными стенами. Однако, от формулы архитектуры Мис ван дер Роэ - "кожа и кости" в произведениях слик-тека осталась только "кожа" - сплошная стеклянная поверхность, так как каркас ушёл внутрь сооружения. Особенностью слик-тека 70-х гг. стало преимущественное применение светоотражающего (зеркального) стекла. Оно дало эффект "дематериализации" здания: его зеркальные фасады отражали меняющийся внешний мир, но размывали, маскировали истинные (иногда очень крупные) размеры зданий, что дало повод Л, Мумфорду назвать их "застенчивыми слонами".

Новые криволинейные светопрозрачные конструкции позволили, наконец, реализовать давнюю мечту архитекторов - создать здания-шары. Их строят в разных городах и странах. В частности в Париже в 80-е 90-е гг. построены здания-шары в комплексе Дефанс и парке Ла Виллет.

Однако нейтральность гладкой блестящей стеклянной поверхности создает определённые композиционные ограничения. Поэтому неслучайно с 80-х гг. архитекторы прибегают к разнообразным вариантам сочетания в композиции светопрозрачных элементов с непрозрачными. Такие сочетания придают необходимый индивидуальный характер зданиям, в основе которых часто лежит достаточно тривиальная объёмная форма. Таковы три следующих примера очень известных современных зданий, в основе композиции которых лежит форма стеклянного цилиндра: торговое здание на пл. Св. Стефана в Вене, комплекс "ам Уфер" - министерства внутренних дел ФРГ в Берлине, опера-Бастиль в Париже. В первом - стеклянные цилиндры торговых залов вырастают из ступенчатого основания, сформированного железобетонными кессонными панелями "на комнату". Во втором - подковообразное и плане здание (из радикально реконструированного старого кирпичного объекта) выходит на набережную р. Шпрее двумя высотными стеклянными цилиндрами, опоясанными на отметке двух третей от основания трехэтажной "обвязкой" с кирпичной облицовкой, которая увязывает новые формы с фактурой исторической старой кирпичной части здания. Наконец, в третьем - на синевато-зелёный основной стеклянный цилиндрический объём театрального здания по наклонной секущей навешены уступами белые непрозрачные панели с каменной облицовкой.

"Оранажерейная" тема полностью стеклянного здания стала в последние годы по преимуществу основной в респектабельной "коммерческой" архитектуре преуспевающих фирм и банков многих стран: от голубых кристаллов Уником-банка и Высшей школы международного бизнеса, зеленого стеклянного "газгольдера" Газпрома в Москве до парада стеклянных небоскрёбов финансового центра на набережной Гудзона в Нью-Йорке.

Хай-тек в интерьере

Хай-тек появляется и в дизайна интерьера, и в первую очередь в дизайне интерьеров общественных мест. Стиль копирует общие для хай-тека архитектурные мотивы, такие как открытые трубы коммуникаций и кирпичные стены без какой либо отделки, либо с частичной декорацией стен искусственным камнем. Потолочные перекрытия выполнены в виде стальных балок и конструкций, похожих на нервюры крыльев самолета. При этом трубы инженерных коммуникаций либо хромированные, либо цвета нержавеющей стали. Мебель для таких интерьеров сначала создавалась из промышленной арматуры и подручных технических материалов (профилированное железо, стальные трубы, строительная арматура), нередко стулом служит просто перевернутая стальная бочка, кресло из автомобиля. Вскоре появилась мебель промышленного производства в этом стиле. Освещение для общественных мест в стиле высоких технологий - яркое.

Обстановка хай-тек – это всегда гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цветового решения, идеальные пропорции и лучшее из мира высоких технологий. В практическом смысле в сегодняшнем жилом интерьере у этого стиля не существует строгих предпочтений. В отличие от однозначных запретов на декоративные излишества в виде художественных паркетов, обоев в цветочек, лепных украшений, бордюров, растительных узоров и т. д. Любые другие способы отделки практикуются: открытая кирпичная кладка, краска, которая дает блестящую гладкую поверхность; жидкие и объемные обои; натяжные потолки; керамическая плитка и натуральный камень, ламинированное дерево и линолеум.

Основные черты хай-тека

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов, таких как лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.