багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Сущёвский Вал, 75с1 (схема)
 

Ар-деко

Ар-деко, варианты: ар деко , арт деко, арт-деко (фр. art deco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г. Париж) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма.

Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма, в то время, как в странах с тоталитарными режимами (Третий Рейх, СССР и др.) ар-деко превращается в «новый ампир». В советской архитектуре в период постконструктивизма были позаимствованы многие элементы ар-деко (например гостиница «Москва»).

Содержание

   

Обзор

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны. Золотой медалью был награждён художник Вадим Меллер за своё оформление спектакля в театре «Березіль».

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х гг. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ebeniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Sue et Mare», ширмы Айлин Грей (Eileen Gray), изделия из кованного металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом Art Deco в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями Art Deco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия). Крупнейшая коллекция скульптуры из бронзы и слоновой кости в России принадлежит Русскому Дому Art Deco [2] и насчитывает более 700 уникальных произведений.

Хотя термин ар-деко возник в 1925 г., он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников, например:

  • «Венский сецессион» раннего периода (Wiener Werkstatte); функциональный индустриальный дизайн
  • примитивное искусство Африки, Египта и индейцев Центральной Америки
  • древнегреческое искусство (период архаика) — наименее натуралистичное из всех
  • «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже — эскизы костюмов и декораций работы Льва Бакста
  • граненые, кристаллические, фацеточные формы кубизма и футуризма
  • колористическая палитра фовизма
  • строгие формы неоклассицизма: Буле (Etienne-Louis Boullee) и Шинкель, Карл Фридрих
  • Эпоха Джаза
  • растительные и животные мотивы и формы; тропическая растительность; зиккураты; кристаллы; колористическая черно-белая гамма клавиш рояля (т. н."sunburst")
  • гибкие и атлетичные формы женщин-спортсменок, которых стало очень много; острые углы коротких стрижек у представительниц клубной жизни — флапперов («flapper»)
  • технологические достижения «Века машин» — такие как радио и небоскребы

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Арт Деко был стилем роскошным, и считается, что это роскошество — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с Арт Деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В архитектуре признаками этого стиля являются скругленные углы, применявшиеся преимущественно для зданий на автомобильных развязках. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Возрождение интереса к Арт Деко в 1980-х гг. было связано с графическим дизайном, а ассоциации Арт Деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

Влияние Ар-Деко на моду, архитектуру и дизайн интерьера

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Дизайн рам в стиле Ар-деко

Рамы в стиле ар-деко характеризуются легким, элегантным узором декора. В дизайне багета ар-деко часто встречаются элементы с закругленными углами, изысканный декор отличается вогнутыми формам и четкими вертикальными линиями. Декоративные элементы (изображение зигзагов, окружностей, солнца). Этот стиль сочетает в себе экзотику модерна и техническую эстетику двадцатых годов, легкость и изящество декора. Избранные цвета рам ар-деко: золотой, серебряный, черный и белый, иногда в сочетании с необычной фактурой элементов в декоре багета.

Музей Ар-Деко

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар-Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар-деко. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

Известные художники и дизайнеры Ар-деко

  • Адольф Мурон Кассандр (1901—1968) фр. Adolphe Jean Marie Mouron Cassandre
  • Жан Дюнан (1877—1942) фр. Jean Dunand
  • Жан Дюпа (Jean Dupas)
  • Эрте (Ромэн де Тиртофф) (Erte /Romain de Tirtoff)
  • Вадим Меллер (1884—1962) русск. Вадим Георгиевич Меллер
  • Александра Экстер (1882—1949) русск. Александра Александровна Экстер (Григорович)
  • Соня Делоне (1885—1979)
  • Элейн Грей (Eileen Gray)
  • Георг Йенсен (Georg Jensen)
  • Рене Лалик (1860—1945) фр. Rene Jules Lalique
  • Жорж Барбье (1882—1932) (George Barbier)
  • Жюль Лёлё (Jules Leleu)
  • Тамара де Лемпицка (1898—1980) польск. Tamara Lempicka
  • Пол Мэншип (Paul Manship)
  • Эмиль-Жак Рульманн (Emile-Jacques Ruhlmann)
  • «Sue et Mare»
  • Уолтер Дорвин Тиг (Walter Dorwin Teague)
  • Карл Пол Дженневейн (Carl Paul Jennewein)

Известные архитекторы Ар-деко

  • Эрнест Кормье (Ernest Cormier)
  • Раймонд Худ (Raymond Hood)
  • Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier)
  • Уильям ван Элен (William van Alen)
  • Уирт К. Роуленд (Wirt C. Rowland)
  • Джозеф Санлайт (Joseph Sunlight)
  • Пабло Антонио (Pablo Antonio)
  • Ральф Уокер (Ralph Walker)
  • Эли Жак Кан (Ely Jacques Kahn)